«Отличный пулеметчик» Иван Романович

На днях члены поискового отряда «Август» и Русского историко-патриотического клуба проведут церемонию передачи останков солдата, найденных в молдавской земле, его родственникам из Казахстана.

О том, как было установлено имя этого бойца, о планах поисковиков нам рассказал командир «Августа» Василий Сеньковский.

— Василий, в прошлом году из-за пандемии вам не удалось организовать в рамках Вахты памяти традиционный двухнедельный поисковый лагерь. Как считаете, сможете открыть его нынешним летом?

— Вахта памяти – не разовое мероприятие, она длится круглый год. На поиск мы выезжаем чаще всего в выходные дни. Иногда – на запланированные объекты, иногда – после сообщений о человеческих останках, найденных на полях былых боев в ходе сельхозработ, при прокладке коммуникаций. А поисковый лагерь – основной этап Вахты, в ходе которого мы нередко трудимся с соратниками из разных стран. Скажем, в прошлом, юбилейном году к нам должны были приехать поисковики из России, Украины, Казахстана и Беларуси. Надеюсь, сейчас пандемия отступит, и нашими гостями станут ребята из России и Казахстана. Работать планируем на Шерпенском плацдарме.

Командир «Августа» Василий Сеньковский.Командир «Августа» Василий Сеньковский.

— Как удалось установить имя солдата, останки которого будут переданы его родственникам из Казахстана?

— В декабре жители села Войнеску Хынчештского района при вспашке поля в двух километрах от Прута обнаружили человеческие кости. Тут же обратившись в Минобороны, мы получили разрешение на поисковые работы. Дороги там грунтовые, поэтому из-за распутицы смогли выехать туда только 27-го февраля. На указанном сельчанами месте нашли братскую могилу, где покоились шестеро красноармейцев. Зимний день короткий, нужно было выполнить задачу засветло, поэтому ввосьмером трудились с раннего утра до наступления темноты. При одном из погребенных солдат нашли его личные вещи – карандаш, кресало, несколько пуговиц, портупею, стеклянную флягу. Но главное – ветхий бумажный сверток, в который были завернуты Гвардейский знак, знак «Отличный пулеметчик» и две медали – «За оборону Сталинграда» и «За отвагу». Благодаря номеру на второй медали нам и удалось, связавшись с архивом Минобороны РФ, определить имя ее владельца – уроженца Казахстана Ивана Романовича Чередника. Был он гвардии младшим сержантом, командиром пулеметного расчёта. Погиб и похоронен 27-го августа 1944 года у села Кокочены, которое со временем стало частью села Войнеску.

Мы связались с поисковым отрядом «Майдан жолы» из Казахстана, который возглавляет наш друг Александр Шитов. Они и сумели найти внуков Чередника, живущих в том же поселке, откуда ушел на фронт их дед. Внуки прислали нам фотографию Ивана Романовича и выразили желание перезахоронить его на родине. Представив эту информацию в Минобороны РМ и в Посольство Казахстана, мы получили их согласие на передачу останков героя и его личных вещей родственникам. Пройдет она с почетным караулом в Доме армии.

— Каждое имя солдата, «возвращенное» из забвения, событие знаменательное. Но большинство поисковых операций завершаются обнаружением останков безымянных героев…

— Тем не менее, важен каждый выезд «в поле». На 2021-й год мы получили разрешения на поисковые работы на 10 объектах. Один из них – у села Талмазы, где при прокладке водопровода обнаружили человеческие кости. Несколько недель назад мы произвели там работы, обнаружив останки лишь одного красноармейца. Но в донесениях 44-го года значится, что у села погибло более 200 советских воинов. Это была высотка, которую наши войска штурмовали несколько раз. В документах места погребения описаны неопределенно: «южная окраина села», «к юго-западу от окраины села». Мы же, протоколируя и фотографируя территории, где работаем, проверяя информацию, основанную на рассказах местных жителей, сужаем круг поиска воинских могил.

— Сколько человек объединяет «Август»?

— Тридцать. И как в сборной СССР по хоккею были легендарные «пятерки» Макарова или Крутова, так и у нас сформировалась «пятерка» самых надежных ребят – Николай Макаренко, Руслан Панфили и три Сергея – Колун, Фреюк и Георгиев.

Продолжать сбор материалов для «Книги памяти Молдавии» предстоит и детям нашим, и внукам.

— Вы лично проводите колоссальную работу по поиску информации в архиве Минобороны РФ. Какова главная задача в этом плане на сегодняшний день?

— Составление, уточнение списков воинов, погибших при освобождении того или иного населенного пункта республики. У нас налажено сотрудничество со славянской правозащитной организацией «Вече». Возглавляющий ее Николай Гуцул, приступая к реставрации очередного мемориала воинской славы, дает нам список похороненных там красноармейцев. Как правило, списки эти составлялись давно, и теперь есть возможность с помощью архива их уточнять, дополнять. В союзе с «Вече» мы только в прошлом году работали на 14-ти мемориалах. Вообще важность архивных изысканий переоценить сложно. Сопоставляя данные из разных источников, изучая карты, приказы, боевые донесения, списки погибших и пропавших без вести, схемы захоронений и военных коммуникаций, удается воссоздавать многие страницы истории. Тут нужна и усидчивость, и некая интуиция. Читать приходится много, вдумчиво, часто – «расшифровывая» каверзный почерк писаря. Не обходится без казусов. К примеру, долгое время я безуспешно искал в Унгенском районе обозначенное в ряде донесений село Кочегерень, где погибло много советских солдат. И вдруг выяснилось, что к истинному названию села – Четерень на боевой карте «прилепились» две буквы «ко», ими сокращенно обозначали слово «колодец». К тому же букву «т» ошибочно вытеснила «г». Так село Четерень в донесениях превратилось в Кочегерень.

— 9 мая, откроется реконструированный мемориал в селе Спея Новоаненского района. Насколько я знаю, это знаковое для вашего отряда событие?

— 11 лет назад на этом мемориале прошло первое перезахоронение останков солдат, найденных нашими поисковиками. Затем мы еще несколько раз проводили там эту церемонию, но мемориал с годами ветшал, мы обивали многие пороги, добиваясь его реконструкции. Раза три за свой счет поисковики ремонтировали ограду вокруг памятника, которую ломали какие-то местные негодяи. И вот, наконец, при поддержке Посольства России и Русского дома в Кишиневе удалось отреставрировать это мемориальное место. А главное, мы составили полный список солдат, погибших у села Спея: если прежде он насчитывал 200 имен, то теперь их 1219!

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить российскую дипмиссию, представительство Россотрудничества в РМ за многолетнюю поддержку нашей организации. Кроме того, не символическую помощь в снабжении продуктами летних поисковых лагерей оказывает глава одной из торговых фирм Игорь Кинах. Хочется выразить благодарность и члену «Августа» Александру Тихману, который помогает отряду и финансово, и как специалист в сфере фалеристики. Найденные нами награды он сверяет с данными Минобороны РФ, помогая оперативно устанавливать имена их владельцев.

— Слышала, что в прошлом году поисковики обнаружили немало смертоносных «сюрпризов» — взрывоопасных предметов.

— В 2020-м нами было найдено несколько тонн противопехотных, противотанковых мин, крупнокалиберных бомб, снарядов, патронов, всего – десятки наименований. Поэтому каждую экспедицию предваряет далеко не формальный семинар по технике безопасности. Года три назад мы невооруженным глазом увидели шрапнельный снаряд-отказник, головка которого сантиметра на четыре торчала над свежескошенным полем. О каждой такой находке оповещаем местного участкового, сотрудника МЧС. Они составляют протокол, вызывают саперов Национальной армии.

— Несмотря на пандемию, вы не закрыли двери своего музея «Ратная слава» на территории АО «Мезон», где с соблюдением карантинных требований проводите экскурсии. Насыщены информацией обновленный сайт поискового движения РМ и страница в Фейсбуке, где представлена ваша «Книга памяти Молдавии». Думаю, учителя истории могли бы весьма креативно использовать эти материалы на своих уроках.

— И музейные реликвии, и уточненные сведения о многих эпизодах Ясско-Кишиневской операции могут ярко «иллюстрировать» школьные уроки, ведь в учебниках информация о героях «сороковых-роковых» более чем скупа. Мы же представляем ее, как говорится, из первых рук. И поток этой информации еще долго не иссякнет. Продолжать сбор материалов для «Книги памяти Молдавии» предстоит и детям нашим, и внукам.

Пресс-служба Русского дома в Кишиневе.