Жители улицы Сорокской обнаружили у себя во дворе коллективное захоронение. Люди прокладывали канализацию, когда и наткнулись на черепа и кости. На место вызвали полицию, а затем и поисковый отряд «Август» из Кишинёва, который занимается розыском и эксгумацией погибших солдат времён Второй мировой войны. Всего найдены останки 5 человек. Они были пожилого возраста и, как предположили поисковики, речь идёт о евреях, погибших в годы войны.
Останки обнаружили в пятницу, 22 октября, а уже на следующий день туда приехал поисковый отряд.
Как рассказал «СП» его руководитель Василий Сеньковский, хозяин участка прокладывал канализацию, работники экскаватором срезали край могилы и зацепили ноги. После этого владелец обратился в полицию. Один из полицейских, который хорошо знает участников поискового отряда, сообщил им об этом и пригласил на место.
Василий Сеньковский во время раскопок в Бельцах. По его словам, эти люди умерли насильственной смертью, правда неясно какой.
Захоронение отчасти повреждено экскаватором. Останки лежали на небольшой глубине
Идентифицировать людей поимённо невозможно
По словам Василия Сеньковского, сразу несколько обстоятельств указывают на то, что речь идёт о жителях-евреях.
— Сами захоронения были на глубине 70 сантиметров, на языке археологов — на дневной поверхности грунта. Мы знаем, что тогда их хоронили на глубине всего 25—30 см. А сверху — это всё более поздний грунт, там зола, мусор и т. д.
К сожалению, идентифицировать людей поимённо невозможно. Там были найдены останки 5 человек. Экскаватор повредил останки одного из них, и понять, кто это был, невозможно. Четверо остальных были пожилого возраста, примерно 60—70 лет.
Они погибли в период оккупации, и это не вызывает никаких сомнений, так как люди погибли одномоментно и захоронены вместе, наспех. Это могло быть только во время войны.
Три из них — женщины, один — мужчина. У трёх из них были качественные зубные протезы, а это было дорого в то время. Простой крестьянин не мог позволить себе такое сделать. Это был либо городской житель, зажиточный, либо люди еврейской национальности, так как среди них тогда было довольно много стоматологов и это практиковалось. Также стоить учесть, что в Бельцах тогда было еврейское гетто.
Ну и очень важный момент — ни у одного не найдено нательного крестика. Тогда люди были набожные, тем более пожилые, но ни у одного его не было. И хоть один должен был сохраниться. У них было найдено много других предметов, но вот крестика не было.
Кроме того, христиане соблюдали определённые правила погребения. По церковным канонам требуется хоронить лицом на восток, а эти погребены лицом на юг.
У двух зубов не было вообще, и, возможно, они носили протезы как раз с драгоценными металлами, которые с них сняли. Также обувь была только на одном, то есть частично их обобрали.
У них найден кошелёк с 4 монетами, но сохранилась только одна — 20 копеек. От трёх других — 10-копеечных советских монет 1936 года выпуска — остались оттиски на кошельке. И были остатки купюр. Есть также футляр от очков, два ключа, остатки пары ботинок, у одной женщины на груди была брошка, у другой гребешок, два карандаша, ластик, баночки от мазей или кремов, ну и пуговицы. Это всё не представляло большой ценности, возможно, потому вещи оставили, — рассказал собеседник.
Часть вещей, которые нашли рядом с останками.
Банки из-под мазей или кремов.
Ключ и остатки обуви.
Кошелёк, на котором отпечатался след от монет.
Погибли насильственной смертью, похоронены наспех
Также Василий Сеньковский отметил, что хотя точную причину гибели установить не удалось, всё указывает на насильственную смерть. В первую очередь, тела похоронили небрежно, наспех. Во-вторых, сразу пять человек погребены в одной неглубокой могиле:
— Явных следов от пуль и осколков нет, потому что расстрел, как правило, означал выстрел в голову, а тут черепа целые. Осколочных ранений от бомбёжки тоже не обнаружено. Но умерщвлять раньше могли разными способами, не только выстрелом, могли повесить, ударить штыком в грудь и этих следов на костях не будет. Мы уверены, что люди погибли одномоментно и похоронены одновременно, так как очень мало шансов, что 5 человек разом умерли от естественной смерти.
Перед поисковиками стоял вопрос, погибли ли эти люди во время войны или в голод 1946—1947 годов. После анализа специалисты убеждены, что это военное время.
— Опять же — умерли сразу 5 человек. Также, если бы это было уже мирное время, родные должны были их похоронить нормально на кладбище, как положено, а не в братской могиле глубиной 20—30 см. Хоронили бы глубже, чтобы животные не могли раскопать могилу. Ещё если бы их хоронили родные, их бы положили в гроб или укрыли бы чем-то. Тут этого не было.
Обычно тело кладут аккуратно, руки — на грудь. Тут 4 человека лежали в ряд, причём один изогнут, другие прямо, но руки вразброс. А пятый, которого экскаватор задел, вообще, видимо, лежал у ног остальных. Похоже, не хватило места в могиле, и его просто положили поперёк.
Это было неаккуратно. Возможно, результат спешки. Может быть, их хоронил кто-то из местных, и делали это второпях и скрытно, чтобы немцы не наказали, — говорит Василий Сеньковский.
Поисковый отряд во время раскопок.
Что дальше?
Руководитель группы рассказал, что останки оставлены на хранение в церкви на улице Сорокской. По его словам, поисковый отряд хранит останки и вещи только военных, которых поисковики идентифицируют и затем хоронят на военном кладбище. Раскопками гражданских они не занимаются.
Когда отряд ехал в Бельцы, предполагалось, что речь идёт о военных. Однако несмотря на это, участники поисковой группы провели раскопки, уложили все находки и останки по разным мешкам, пронумеровали их и передали в церковь. После они составят отчёт о своей работе, с ним смогут ознакомиться полиция и местные власти, которые и будут решать, что делать с останками. Возможно, погребением погибших займётся еврейская община. Либо же останки захоронят на территории кладбища, которое также расположено на улице Сорокской, рядом с церковью.
Константин Хайретдинов
Фото: Юрий Гагарин