Я родился в 60-х годах и помню, как часто, когда я шёл по улице Титова со школы № 20 в городе Ровно на Украине, я слышал звуки оркестра, который играл похоронный марш (я застал то время, когда ветеранов Великой Отечественной Войны хоронили, остановив движение общественного транспорта, когда его однополчане несли медленно перед гробом солдата или генерала алые подушечки с орденами и медалями) мы, школьники, смотрели на эти ордена и наивно по-детски считали их – отдельно орден на подушечке, потом медали по 4-5 штук сразу и я, школьник, глупо считал, что раз орденов много, то тот «дядька» героистее! Сейчас, когда мне уже за 50, я давно понял и осознал, что все они герои, как и мой отец, с медалью « За Отвагу», « За боевые Заслуги» и « За взятие Берлина». Тогда, когда пепел памяти ещё стучал в сердца всех Советских людей, всех тех, которые победили, выстояли в голоде и холоде, недосыпая и изнывая по 16-18 часов в цехах заводов и фабрик, на полях и делянках, в кубриках и бараках, госпиталях и депо.

Я помню, как в классе шестом, спросил у отца, фронтовика связиста: «Папа, а как там было на войне?» И он сказал мне, медленно и как бы нехотя – трудно, сын, очень трудно! Так, что и объяснить тебе не могу даже сейчас! Но знай, что это было очень страшно, когда рядом умирали такие же, как и ты 18 летние парни! И каждый хотел выжить, хотел жену красавицу и детишек, дом и счастье, но падали и умирали, громко крича «мама!» А ты, бежишь в атаку и думаешь: «Господи! Спаси и Сохрани!» А больше орёшь от страха, как козёл! Я тогда ещё как житель городской, подумал, а как кричит козёл?

Бабушку я тоже спросил, как ветерана труда, как там в тылу было? И бабушка, которая пять лет на фабрике во время войны проработала в Туркмении и шила телогрейки и рукавицы для фронта, ответила, что постоянно хотелось спать и есть! Спать и есть!

 

Не любил отец говорить и вспоминать о войне, видать, хватило эмоций на всю жизнь! Рассказал, как расстреляли перед строем полка верующих с Крыма, которые отказались взять оружие в руки, как при переправе через Вислу тонули солдаты и их отталкивали от лодок вёслами другие солдаты, чтобы не утонуть, рассказал, как старослужащие посылали в замок, за вином в погреба и как уже в Берлине, в 45 году, у проспекта, где всё простреливали снайперы, надо было протянуть катушку с кабелем для связи и на его глазах убили трёх связистов, и настал его черёд и как трясло его от страха и жить хотелось безумно! Но тут вперёд выступил старый солдат молдаванин и сказал: «Не убивайте мальчишку, я потащу!» Достал кассет с землёй родной и сказал, что она его спасёт! Как тот бежал и пули щёлкали вокруг, и бежал он «как слон», а пули щёлкали и щёлкали вокруг, как добежал и как восстановили связь, и как сильно отец хотел его жизни! Как пытался потом его найти на следующий день и как уже много лет клянет себя, что не нашёл, чтобы сказать спасибо, старому солдату из Молдавии! Как все пили и орали от радости, что война проклятая закончилась!

Батя умер в 2011 в сентябре, я смотрю на его фотографию, где он в орденах и медалях смотрит на меня и улыбается! Он знает, что я тоже буду защищать свою Родину, от захватчиков, от сволочей всяких! Я за то, что бы и сейчас в городах и весях России, остановив общественный транспорт, медленно и торжественно хоронили ветеранов Великой Отечественной Войны, и алели на алых подушечках ордена и медали героев, коим мы по гроб жизни обязаны, за жизнь и за счастье наше!!! Не бурчите люди России, хоронят Героев!!!