Фото: Прадед Василий Тучак со своей женой Елизаветой. 70-е годы.

Недавно я гостил у бабушки. Солнце, чистый воздух, гул пчел в цветущем саду располагали к беседе. Говорили о многом. Среди прочего бабушка рассказала историю, произошедшую с ее отцом (моим прадедом) в годы второй мировой войны.

Жили они тогда в селе на севере Молдавии. Село было большое, молдавско-украинское. Все одинаково хорошо говорили на обоих языках.

Их семья жила в самом центре, напротив церкви. Прадед Василий был уважаемым среди людей человеком за свою рассудительность, хозяйственность и, не в последнюю очередь, грамотность.

С начала войны власть в стране перешла к румынам. В селе всем заправлял румынский жандарм Бутуча (Butucea).

Однажды по селу разнеслась весть, что жандармы арестовали 7 мужчин за партизанскую деятельность и сочувствие коммунистам. Их ждал расстрел.

Эти семеро были из бедноты, почти у всех были многодетные семьи. В случае гибели кормильца семьи были бы вынуждены пойти по миру. Все в селе говорили об этом.

Однажды прадедушка зазвал Бутучу на кувшинчик вина. Вино было чудесное, пилось легко, и, после нескольких кувшинов жандарм раздобрел. И тогда прадед сказал: «Слушай, Бутуча, ты ведь знаешь, что сын мой Юрий учится в Кишиневе, в реальном училище. Ему нужна рекомендация с места жительства для воинской регистрации. Я ее написал от твоего имени, ты не мог бы ее заверить?»

На что жандарм ответил: «Надо – так надо», и, не читая, размашисто подписал.

Как потом оказалось, подписал Бутуча совсем не рекомендацию. В документе, который прадед выслал почтой в уездный город Бельцы, говорилось, что после проведенного дознания жандармы пришли к выводу, что арестованные не представляют никакой опасности, и после проведения с ними нравоучительной беседы их рекомендуется освободить. Подпись: Бутуча.

Бабушка помнит, как по получении приказа освободить арестованных красный от злости жандарм бежал к ним домой, издали крича «Застрелю!!! Застрелю как собаку !!!»

Прадедушка спокойно его встретил на пороге и сказал: «Мэй Бутуча, разве такие вопросы решаются на бегу? Зайди в хату, поговорим.» И уже внутри, за столом, он спокойно сказал: «Бутуча, выслушай меня. Оставь все, как есть. Не нужны тебе их смерти. Кто знает, сегодня здесь Румыния, а вдруг завтра за Прутом будут русские?»

Жандарм выслушал его, помолчал и ушел. Больше он не заходил.

Через три года Молдавию освободила Советская Армия, и прадеда призвали под ее знамена. Танкистом он участвовал в освобождении Варшавы и дошел до Берлина. Был ранен. Вернулся живым домой.

Спустя 2 года из Социалистической Румынии в село пришел запрос: правда ли, что, будучи жандармом в вашем селе, во время войны гражданин Бутуча спас от расстрела 7 коммунистов?

Из села ответили — да, так и есть. Вот приказ, вот подпись.  И тогда Бутучу освободили, и устроили на хорошую по тем временам работу в румынском колхозе.

Бабушка помнит, как в году так 1960-ом из Румынии прадедушка получил письмо. В нем Бутуча писал: «Все случилось, как ты сказал тогда. Живу благодаря тебе. Спасибо!»

Источник